wallpaper

14August
2015

СВЯЩЕННЫЙ МЕСЯЦ

Август священен в буквальном смысле данного слова: именно так дословно переводится на русский язык его латинское прозвание — augustus. Но и в латинском языке данное имя возникло не само по себе. В Древнем Риме у этруссков - предков русов , так же как и на Руси год начинался с марта, а месяц, соответствующий нынешнему августу, традиционно именовался sextilis (шестой). Но воздавая все мыслимые и немыслимые почести новоявленному императору Октавиану (63 до н.э. — 14 н.э.),  римский сенат сначала присвоил имя Августа избраннику Фортуны, а затем переименовал в его честь и последний летний месяц. В таком словесном и смысловом обличии и вошел он через Этруссию в русскую историю.

А раньше, задолго до введения христианства и после — в народном календаре — всё было по-другому. До латинских и византийских оттенков священного месяца русам не было никакого дела и звали они этот  месяц, завершающий летнюю пору по-старому: русские на Севере — зарев, на Юге — серпень (последнее наименование закрепилось также у украинцев, поляков, чехов, сербов, болгар). Этимологических пояснений здесь почти не требуется. Имя зарев сопряжено с сиянием зорь и матриархальным культом Богини Зари. Серпень же символизирует уборку урожая и прежде всего — жатву. Долгожданная страда, от которой зависело существование на протяжении целого года, издревле сопровождалась незыблемыми ритуалами, магическими танцами и песнопениями, языческим обожествлением первого снопа, водружением на голову жатвенного венка и т.п.

Византийский ученый, врач и поэт Николай Калликл (ХI—XII вв.), лечивший императоров династии Комнинов, так характеризует август в стихотворном месяцеслове:

А я зову вкусить осенние плоды
И всех зову едою усладить себя;
Ведь мимо солнца мчит уже созвездье Пса, —
Оно у нас на суше иссушает все…

Последнее двустишие, малопонятное для большинства современных читателей, на самом деле имееет косвенное отношение к каждому из них — от мала до велика, ибо намекает на одно очень приятное слово, утвердившиеся в международном лексиконе. А всё дело в том, что в созвездии Большого Пса расположена одна из самых знаменитых, почитаемых, в ряде случаев даже обожествленных звезд — Сириус — самая яркая звезда южного небосвода. Латинское название Сириуса — Canicula, то есть "собачка" (от canis — "собака", поскольку речь идет о созвездии Пса). Именно отсюда и произошло всем хорошо известное слово "каникулы", что, в свою очередь, связано с исключительной ролью, которую играл Сириус в летосчислении Древнего Рима, а еще раньше — Древнего Египта. Так как с этого времени начинались самые жаркие, всеиссушающие дни, то в школах, других учебных заведениях и некоторых присутственных местах объявлялись каникулы, названные так по имени Canicula—"собачка"— Сириус. Сириус наблюдается лишь в южных краях, в северных широтах его не видят и не знают. Тем не менее название божественной звезды неисповедимыми путями закрепилось в обрусевшем понятии "каникулы", законным прародителем которых выступает всё тот же месяц август.
КРУГЛЫЙ ГОД, ИЛИ КОЛЕСО ВРЕМЕНИ

Одним из любимых древних преданий детворы является сказка о 12 месяцах. Сюжет ее сколь оригинален, столь и загадочен.
Август, к примеру, характеризуется следующими стихами:

Собираем в августе
Урожай плодов.
Многим людям радости
После всех трудов…

 По исходному сюжету, злая мачеха и ее дочь-сумасбродка отправляют нелюбимую падчерицу в лютый январский мороз в лес за фиалками (вариант - за подснежниками). Бедная девушка встречает у ночного костра 12 братьев-месяцев. В переводе Лескова они описаны так: "три беловоловолосые, три помоложе первых, три еще моложе, а еще три всех моложе и прекраснее". Здесь перечень месяцев дается в порядке, обратном естественному ходу годичного цикла: от стариков зимних месяцев — через зрелые осенние и молодые летние месяцы — к юным весенним.

Обратный счет времени отнюдь не случаен (в народной мифологии вообще нет ничего случайного — за каждой мифологемой скрывается глубочайший смысл, а то и несколько смысловых уровней). Братья-месяцы как властелины и хранители времени способны управлять его течением — ускорить или повернуть вспять. Осуществить это они могут все вместе, путем коллективного магического деяния раскрутив годичное колесо времени (настоящая славянская Калачакра!). Каждому же в отдельности — при строгом соблюдении канонической последовательности шагов — подвластен лишь строго определенный отрезок годового цикла. В словацком сказочном шедевре отразилась мечта многих поколений овладеть временем, подчинить своим потребностям его неумолимый и необратимый ход, победить старость и саму смерть. В соответствии с развитием сюжета, сказочные хозяева годичного цикла берут под свое покровительство добрую падчерицу, ради ее спасения ускоряют (а не поворачивают, что они тоже умеют) смену времен года, одаривают свою подопечную — сначала цветами, затем — ягодами, а под конец — яблоками (по законам жанра встреча с космическими заступниками повторяется трижды).

Данная сюжетная линия в свернутом виде повторяется и у других народов — в русской сказке "Морозко", немецкой — "Бабушка Метелица", японской — "Земляника под снегом" и т.д. Их общая особенность: дарителем благ и счастливой жизни, в схематической форме выражающих мифологему Золотого века, здесь вытупает не совокупный годичный цикл в лице 12 месяцев, а загадочный персонаж в единственном числе, почему-то непременно связанный с зимним холодом — Мороз или Метелица, от которых гибнут злые герои (точнее — героини) сказки. Всё это вместе взятое прямиком указывает на Север и обнажает полярные корни исходных сюжетов.

Так, в сказке о 12 месяцах закодирована архаичная информация, восходящая к первоистокам арийского мировоззрения и предыстории индоевропейских и неиндоевропейских народов. Об этом свидетельствуют два принципиально важных факта, на которые обычно не обращается особого внимания. Первый: в адаптированных вариантах сказки действие развертывается в лесу, где у костра коротают время братья-месяцы. В первоисточнике же костер горит на вершине высокой горы и, соответственно, всё происходит именно там. Второй: имя падчерицы — Марушка. Попробуем взглянуть на эти факты с точки зрения метода археологии языка и реконструкции смысла.
КРЫЛЬЯ СМЕРТИ НАД ЗОЛОТОЙ ГОРОЙ

В основу имени главной героини словацкой сказки Марушки заложен один из древнейших и смыслозначимых лексических элементов — mr. Такой же корень и у имени вселенской горы Меру — архаичного полярного символа многих индоевропейских и неиндоевропейских народов, восходящего ко временам, когда все они являли собой нерасчленненную этнолингвистическую и социокультурную общность. От корневой протоосновы mr образованы многие смыслозначемые русские понятия, например, однозвучное слово "мир", означающее одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость — "меру".

Символ Полярной Отчизны — золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали Небожители и царил Золотой век (отсюда, кстати, русская поговорка: "На седьмом небе" — синоним высшего блаженства и счастья). Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В классическом санскрите, а также в тибетском языке название священной горы произносится как Сумеру (sumeru означает "наилучший", "высочайший", "красивый"). Это древнеарийское слово легко сопрягается с этнонимом сумеру — так первоначально звучало название древнего народа, более известного в русской вокализации как шумеры —основатели месопотамского государства Шумер. (Поразительно, но факт: в шумерийском языке слово "любимая" звучит так же, как и в русском - "люба").

Гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно описываемая в "Махабхарате", однозначно указывает на истинную прародину человечества — полярные, заполярные и приполярные области современной Евразии и исчезнувшие земли в акватории Ледовитого океана, где климат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета — 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научным данным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировали прапредки современных народов, составлявшие некогда единое целое и говорившие на общем для всех языке.

Семантика смыслового и лексического гнезда, связанного с архаичной корневой основой mr воистину неисчерпаема. Скажем, на нем базируется русское слово "[с]мерть", "мор". В первобытном мировоззрении понятия смерти и мрака (ночи) практически были идентичны. В подобном же обличии соответствующая лексическая основа предстает и в других языках индоевропейской группы: от санскритского m-ara — "смерть", а также "убивающий", "уничтожающий" — до французского "кошмар". В славянской мифологии смерть воплощала богиня Морена (Марена, Марана) и множество злокозненных духов, порожденных ночью, под общим именем "мары" (или "моры" — один из них всем известная русская кикимора). Морена играла исключительно важную роль в языческом мировоззрении и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Считалось, что смерть Смерти (Морены), олицетворявшей также и смертоносную зиму, можно ускорить с помощью огня, света и в конечном счете победить. Люди всегда старались участвовать в этой космической битве жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла. Древние магические обряды, сопровождавшие народные праздники, — лучшее тому свидетельство. Один из самых древних, красочных и сохранившийся в основных чертах доныне праздник Ивана Купалы еще сравнительно недавно сопровождался изготовлением соломенного наряженного чучела, которое так и нарекалось — Мореною. Морена сжигалась в священных купальских кострах, через которые обязаны были перескочить все участники купальского праздника.

В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара — Божество, персонифицирующее зло и всё, что приводит к смерти живые существа. У Мары древнейшая (добудистская) родословная. Но после рождения Будды злокозненный демон превратился в гланого антагониста и искусителя царевича Гаутамы, которого безуспешно пытался победить с помощью несметного воинства темных сил, олицетворяющих ад. Обращение к этому исключительно популярному на Востоке образу позволяет сделать еще один интересный вывод. Есть, к примеру, в тибетском языке (древнем и современном) слово morana. Означает оно то же самое, что и в русском языке: Морана (Морена) = "смерть". Разумеется ни о каком прямом заимствоввании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода — заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника - Праязыка.

В русском языке имеется множество слов, содержащих корень mr. Сюда относится и лексическое гнездо, связанное со словом "маре". Марской  (да именно так ранее - правильно писалось не море , а маре , марской) , а  смертельный — смысл обнаруживается в слове мор, отсюда уморить. В сказке о Марье Маревне в ее образе просматривается сразу несколько архаичных пластов. Наиболее древний из них связан с марским происхождением прекрасной сказочной царевны (ц -арий то есть царь). Вместе с тем в отчестве русской Тефиды (так звали жену Океана и мать Океанид) да и в имени тоже (христианизированное Марья - всего лишь дань позднейшему времени) слышится пугающее и грозное Морена - Богиня Смерти. О том же свидетельствуют и некоторые детали русской сказки. Марья Моревна - воительница и воевода, победительница Кощея Бессмертного, который, как куль, висит у Царь-девицы в чулане, прикованный на двеннадцати цепях. Однако над вещей Марьей-Мореной веет ореол смерти. Это первое, с чем сталкивается Иван-царевич, когда только еще слышит имя своей суженой: "…Лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: "Коли есть тут жив человек - отзовися! Кто побил это войско великое?" Отозвался ему жив человек: "Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная царевна".

Упомянутые мифологические подробности как раз и закодированы в имени героини словацкой сказки о 12 месяцах Марушки — носительницы лексического и смыслового архетипа mr. Ее контакт с хозяевами времени на вершине высокой горы (в прошлом — Меру) далеко не случаен. В самом факте, как и в имени падчерецы, навеки запечатлена память о невообразимо далеком прошлом человеческой истории и предыстории. А сама сказка — не только выдающийся образец народного космизма, но и хранилище архаичных морально-нравственных принципов, где благостное начало неотделимо от губительного, карающего, однако, именно во имя блага. Добро всегда побеждает зло! Правда, к сожалению, не всегда сразу, но зато непременно — в конечном счете!
АВГУСТ — ГРОЗОВОЙ И РАДОСТНЫЙ

Август богат различными праздниками. Тут и традиционно христианские: Преображение Христово (19.08) и Успение Богородицы (28.08) и др. Некоторые совместились с древними дохристианскими празднествами и мирно ужились с ними. Например, три августовских Спаса — Медовый (1.08), Яблочный (19.08) и Ореховый (29.08). Но есть и такие, что
Перунов день — один из тех праздников, корни которого уходят в самые заветные глубины архаичного народного мировоззрения, затрагивая фундаментальные первоосновы бытия и глубочайшие человеческие ценности. Перунов день - 2-го августа.

Перун  — Бог Грома и молний , ушёл  на небо. Он умчался туда на огненной колеснице и с тех пор заведует там молниевым и громовым хозяйством, объезжая небосклон на упряжке чудесных коней. Гром происходит от стука колес его колесницы по небесной мостовой, а молнии — стрелы, коими грозный пророк иничтожает нечистую силу.

Перун — наиболее упоминаемый  в дошедших летописных и других письменных источниках. Бог-громовник — русский аналог эллинского Зевса, римского Юпитера, ведийского Индры, литовского Перкунаса (у последнего даже корень общий с русским теонимом) и других древних божеств. Как верховный владыка языческого пантеона дохристианской Киевской и Новгородской Руси Перун считался также покровителем князя и его дружины, принимая на себя одновременно и функции бога войны. Не стоит тешиться заблуждением, что вера в Перуна сама собой сошла на "нет" после того, как Владимир Святой повелел разрушить все языческие святилища, а деревянное изваяние Перуна бросить в Днепр.
Еще в XIV веке священнослужители продолжали жаловаться: "Но и ныне по украинам молятся ему,  богу Перуну".
А у болгар  громовержец почитался до недавнего времени: во время засухи для вызывания дождя практиковалось некое языческое действо с ряжением молодежи и хождение по домам с пением, прославляющим Перуна в надежде, что он как владыка грозы, молнии и грома ниспошлет на страждущую землю долгожданный дождь. Издревле на Руси существовало поверие, что Илья-пророк (а до него Перун) оставляет на земле следы, обладающие магическим и целебным действием. К таковым до возникновения научной археологии (а в народном миросозерцании - чуть ли не до начала нынешнего века) молва относила так называемые "громовые камни", кои в действительности оказались изделиями первобытных людей - рубилами, каменными ножами, топорами, наконечниками для копий и т.п. 
Много забот, надежд и радости приносит людям издавна последний летний месяц, названный волею судеб августом — в честь блистательного римского императора, время правления которого, по традиции именуют "золотым веком Августа".


Edit Delete